Нейропсихология – раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, саморегуляции, самоконтроля, координации и баланса, нейродинамики мозга.
По этому, чтобы не доводить легкие нарушения до серьезной проблемы следует проконсультироваться с нейропсихологом, если у ребёнка:
– нарушения психомоторного развития (моторная неловкость, неуверенность, неуклюжесть, нарушена координация и баланс);
– снижена память – не запоминает стихи, цифры, буквы;
– задержка речи и различные логопедические нарушения;
– эмоциональные нарушения (агрессия, капризы, неконтактность, тревожность, ревность);
– нарушения сна и аппетита;
– проблемы общения, тревожность, общая напряженность, боязнь громких звуков;
– невротические реакции (заикание, логоневроз, запинки в речи, тошнота и рвота, тики, навязчивые движения);
– постоянные конфликты в детском саду, проблемы обучения в школе;
– медлительность при выполнении домашних заданий;
– трудности вхождения в новую деятельность;
– низкая работоспособность, быстрая утомляемость;
– несформированы пространственные представления и координация (не понимает где лево, где право);
– невозможность самоконтроля, импульсивность;
– излишняя гиперактивность, неусидчивость или медлительность;
– заторможенность;
– при письме или рисовании кусает губы, высовывает язык, поднимает плечи, двигает ногами;
– проблемы при освоении письма, чтения, счёта;
Диагностика нейропсихолога будет необходима, если ребёнок:
– левша или может рисовать, писать или держать ложку и в левой и в правой руке;
– пишет зеркально;
– меняет и пропускает буквы;
– переставляет части слов при письме;
– трудности с вхождением в задание;
– проблемы с переключением;
– больше года занимается с логопедом безрезультатно;
– плохо концентрирует внимание, не может сосредоточиться;
– не может “связать двух слов”, построить связный рассказ;
-не любит рисовать, не может скопировать самый примитивный рисунок, не любит что-либо делать руками;
– при рассказывании сбивается, путается, перескакивает с одной мысли на другую;
– забывает, что хотел сказать;
– имеет запинки в речи;
– есть навязчивые движения и тики;
– ничего не удерживает в памяти;
– очень быстро утомляется;
– часто рассеян и не слышит ваших вопросов, “в одно ухо влетает, из другое вылетает”;
– медлителен или слишком активен;
– получил родовую травму;
– имел сотрясение мозга или другую травму головы;
– получал общий наркоз;
– до трёх лет тяжело болел и принимал антибиотики;
– мало ползал;
– не может “высидеть” и пяти минут;
– не может сосредоточиться;
– имеет гипер- или гипо- тонус.
Нейропсихологическая коррекция показывает хорошие результаты в работе с детьми с проблемами в развитии:
– задержкой речевого развития (ЗРР);
– всеми видами алалий;
– общем недоразвитием речи (ОНР);
– задержкой психического развития (ЗПР);
– задержкой психо-речевого развития (ЗПРР);
– гиперактивностью и дефицитом внимания (СДВГ);
– минимальными мозговыми дисфункциями (ММД);
– недоразвитием мозолистого тела в мозге;
– аутизмом и всем спектром аутичных черт (РДА, синдром Аспергера, атипичный аутизм);
– интеллектуальной недостаточностью;
– эмоциональными нарушениями;
– умственной отсталостью (УО).
Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, сенсорная интеграция, ЛФК, арт-терапия, психоанализ, поведенческая терапия) и интеграции УНИКАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ.
Форма проведения занятий индивидуальная.
В результате нейропсихологической диагностики составляется профиль трудностей ребенка, на основе которого разрабатывается нейропсихологическая программа коррекции дошкольника, которая может интегрировать в себя следующие методики:
- Нейропсихологическая коррекция с расширенной программой мозжечковой стимуляции;
- Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной интеграции;
- Нейропсихологическая коррекция с программой ритмотерапии;
- Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной стимуляции (в сенсорной комнате);
- Нейропсихологическая коррекция с программой Интерактивный метроном;
- Групповые сюжетные коммуникативные занятия по сенсорной интеграции.